Ученые создали компьютер на основе человеческого ДНК

На базе Манчестерского университета ученые разработали высокопроизводительный компьютер, требующий минимальное количество энергии для функционирования.

Но самое интересное то, что в основе данного компьютера лежит человеческое ДНК – код, отвечающий за генерацию жизнеспособных клеток. Компьютер на основе ДНК может открыть огромные возможности для анализа и хранения информации. На сегодняшний день решение этих задач является приоритетным для многих отраслей, вплоть до военной и космической.

Привычные нам компьютеры (даже самые мощные) обладают ограниченными возможностями в силу устройства процессора, который выполняет задачи последовательно. Система на основе ДНК способна выполнять несколько задач/вычислений одновременно благодаря тому, что она самокопируется. Причем момент создания копий и их количество тоже будет определяться компьютером самостоятельно. Именно способность молекул ДНК к самовоспроизводству делает технологию уникальной и высокоэффективной.

Возможности компьютеров на основе ДНК для хранения гигантских объемов информации сегодня не имеют аналогов. Данные, записанные на такой носитель, могут храниться вечно, причем в записанном виде они очень компактны и могут быть быстро извлечены в любой момент.

Несмотря на огромный потенциал и открывающиеся возможности, в ближайшее время технология вряд ли получит широкое распространение. Это связано с высокой стоимостью разработки, каждый этап создания которой обходится в сотни тысяч долларов. Но через эту стадию – высокую стоимость – проходят все инновации, поэтому можно прогнозировать, что через какое-то время компьютеры на основе ДНК будут применяться повсеместно.

Кстати, впервые о возможности записи, хранения и поиска информации в ДНК задумался советский учёный Михаил Нейман. В журнале «Радиотехника» за 1964 год в своей статье физик описал технологию работы с ДНК – олигонуклеотиды Неймана (MNeimON).