По прогнозам экспертов Телекоммуникационной палаты Украины, существенных изменений ценовой политики и роста рынка спутникового интернета в ближайшее время ожидать не стоит.
На протяжении последних пятнадцати лет услуга спутникового интернета на украинском рынке прошла этапы от бурного развития до стабилизации и спада потребления. «В начале 2000-х годов был популярен «односторонний» спутниковый интернет, когда спутник использовался для прямого (нисходящего) канала, шириной в 0,5-2 Мбит/с, а в качестве обратного канала использовалось модемное диалап-соединение на 16-28 КБит/с.», – объясняет эксперт Телекоммуникационной палаты Украины Вадим Гарбуз.
Однако с развитием широкополосного доступа, с появлением технологий, позволяющих эффективно утилизировать существующую проводную инфраструктуру (массовый ADSL, DOCSIS), с увеличением «тяжести» контента и пропускной способности каналов потребность в таком сервисе на рынке Украины существенно снизалась.
На уменьшение популярности спутникового интернета повлияла также высокая цена оборудования для такого подключения а также развитие мобильного Интернет-доступа.
«Себестоимость спутникового интернета значительно выше, чем наземного ШПД и сравнима со стоимостью мобильного интернет-доступа. Это привело к взаимному сближению тарифов на услуги спутникового и мобильного интернета», – комментирует Вадим Гарбуз.
В результате услуга спутникового интернета стала специфическим нишевым продуктом, предназначенным для использования в местах труднодоступных для прокладки наземных линий связи. В этом принципиальное отличие данной услуги от спутникового телевидения, которое стало в нашей стране достаточно популярным, в том числе за счет распространения услуг шаринга. «Для работы спутникового интернета используют в основном геостационарные спутники. Прямая видимость используемого спутника и расположение абонента в зоне покрытия являются главными требованиями для подключения», – утверждает Вадим Гарбуз. Поэтому такой вид подключения популярен в коттеджных городках, в которых отсутствуют иные варианты выхода в интернет.
Кроме высокой себестоимости, причиной снижения популярности спутникового интернета являются существенные законодательные сложности. «Для запуска полноценного двунаправленного спутникового интернета провайдер должен получить лицензию и соответствующий сертификат на радиопередающее оборудование в УГЦР, причем в привязке к конкретному месту расположения передающей антенны», – уверяет эксперт ТПУ.
Специфика передачи данных через спутник состоит в достаточно большом времени задержки пакетов (ping, RTT), что неприемлемо для высокоинтерактивных сервисов. «В настоящее время многие операторы спутников предпочитают продавать спутниковый ресурс (полосы пропускания на транспондерах) для транспорта телевизионных каналов или для телевещания в режиме DTH (direct to home), чем использовать для передачи данных и каналов Интернет. Поэтому существенного роста рынка спутникового интернета в ближайшие два года ожидать не стоит», – подытоживает Вадим Гарбуз.