Firefly Aerospace Макса Полякова – шанс для украинского космоса

Сегодня тема освоения космоса снова стала трендом. После запуска первого спутника, полета первого космонавта, успеха лунной программы «Аполлон», один за другим потрясших мир в 60-70-е годы прошлого столетия, интерес широкой публики к космосу с тех пор поубавился, как, впрочем, и темпы развития мировой космической индустрии.

Firefly Aerospace Макса Полякова – шанс для украинского космоса

И вот, по истечении почти полувека тема освоения безграничных черных глубин за пределами Земли, снова стала актуальна, на сей раз благодаря не сверхдержавам, а сверхлюдям. Макс Поляков как и другие владельцы частных компаний с неиссякаемым энтузиазмом и жаждой открытий взялись за освоение космоса с помощью новых технологий, возродив интерес мировой общественности и бизнеса к космической сфере, продемонстрировав им новые перспективы развития этой индустрии.

Научно-технический прогресс сделал космос существенно доступнее. Число частных компаний, общественных организаций, научных центров и институтов, желающих запускать на орбиту собственные спутники, растет с каждым днем.

Конечно, двери в космос пока что только приоткрыты, а не распахнуты, ведь цена одного орбитального запуска по-прежнему исчисляется десятками млн $, и позволить себе такую роскошь могут единицы, но, как известно, спрос повышает предложение. Пример Илона Маска доказывает нам простое правило, кто первым выходит на рынок с инновационным и доступным широкому потребителю продуктом, надолго обеспечивает себе позиции лидера.

Для Украины, как страны с легендарным космическим прошлым и еще пока не до конца растраченным потенциалом, глупо упускать такой шанс. Но госпредприятия космической отрасли в их нынешнем состоянии, с постсоветским руководством и устаревшими технологиями, вряд ли способны помочь. Украинское законодательство также не отличается прогрессивностью, ведь согласно украинским законам освоение космоса доступно только предприятиям государственного сектора.

В то же время, прогрессивная часть человечества продолжает активно развивать идею Нового космоса, а именно работать на обеспечение доступа в космическое пространство как можно большему числу компаний и организаций за счет снижения стоимости орбитальных запусков. В большей степени речь идет о решении прикладных задач: зондировании Земли при помощи малых космических аппаратов, мониторинге движения морских и воздушных судов, космическом туризме и прочем.

В число потенциальных участников рынка дешевых космических полетов входит проект, основанный украинским предпринимателем Максом Поляковым. Его Firefly Aerospace, частная аэрокосмическая компания, ставит перед собой амбициозную цель — построить высокоэкономичную ракету-носитель с использованием композитных материалов и самых передовых технологий, которая сможет обеспечить быстрый и надежный доступ в космос.

В арсенале Firefly Макса Полякова уже есть ракета-носитель Alpha. Она разработана для вывода на солнечно-синхронную орбиту Земли грузов весом до 1000 кг.

Разработчики уверены, что стоимость доставки грузов их ракетой будет одной из самых низких на рынке. По предварительным оценкам Макса Полякова, она составит порядка 8 тысяч долларов за килограмм груза. Для примера, сейчас на рынке космических услуг стоимость доставки малыми и средними ракетами-носителями одного килограмма груза составляет 30-40 тысяч долларов. В настоящий момент тестирование Firefly Alpha выходит на финишную прямую. Первый пуск запланирован на конец текущего года. К 2020 году в планах компании – выйти на регулярные запуски.

Также продолжается работа над более тяжелой ракетой Firefly Beta, которая сможет доставлять на орбиту до 4 тонн полезного груза. Макс Поляков планирует запускать в космос не только чужие, но и собственные спутники. В частности, для его проекта EOS Data Analytics, который занимается сбором и аналитикой ГИС-данных.

Самое главное для нас в этой истории то, что во всех проектах Макса Полякова находится место для украинского участия. Хотя штаб-квартира компании FireFly и завод находятся в Соединенных Штатах, научно-исследовательский центр Макс Поляков построил в космической столице нашей страны – Днепре.

По сообщению Макса Полякова, работа украинского R&D центра Firefly скоординирована на максимальное взаимодействие с главным офисом компании в Техасе в вопросах разработки ракет Alpha и Beta. Украинские специалисты с большим опытом в аэрокосмической сфере активно привлекаются к процессу и вносят в него существенный вклад.

Сегодня Firefly Aerospace ориентируется на заказы от правительства США, которое проявляет к компании серьезный интерес. При этом, в FireFly не забывают о важности коммерческих заказов, и ведут активные переговоры с будущими заказчиками в частном секторе. Эти два основных столпа — государственные и частные заказы — в итоге должны обеспечить аэрокосмической компании Полякова уверенное развитие и возможность успешно конкурировать с другими игроками рынка.

В этой связи, у украинских предприятий появляется прекрасная перспектива получить выгодные заказы в качестве подрядчиков для проектов Макса Полякова. Учитывая громадный технический, научный и производственный опыт и потенциал отечественных ракетостроителей, эффект от партнерства Firefly Aerospace и Украины может быть колоссальным. Представьте только, что Firefly и украинские предприятия совместно разрабатывают и производят самые доступные и надежные в мире малые и средние ракеты-носители, которые ежегодно осуществляют десятки коммерческих запусков. Тем более, что проблем с местом для запусков нет — Правительство США передало в пользование Firefly космодром в Калифорнии, а такой привилегией раньше обладала только SpaceX.

Возможно, такой тандем мог бы действительно стать успешным примером партнерства частного бизнеса и государства. Однако на пути этих радужных перспектив стоит одно большое препятствие – закон, по которому в Украине еще с советских времен частным компаниям запрещено производить ракеты. И пока этот запрет существует, ни о каком масштабном сотрудничестве речи быть не может.

«Зачастую новые возможности открываются в результате реформирования отрасли и менеджмента отрасли. Постсоветский менеджмент, как правило, закрыт для кооперации и не готов выдавать какие-либо гарантии для инвесторов. Смена законодательного поля, содействие частным компаниям в отрасли, обновление подходов и задач повлекут за собой приход как инвесторов, так и заказчиков в украинскую ракетно-космическую отрасль. Государство должно гарантировать не кредиты, привлекаемые госпредприятиями под проект, а комфортные условия работы для инвесторов и партнеров в Украине», — отмечает Макс Поляков.

С ним сложно не согласиться. За 27 лет независимости все, что могла продемонстрировать космическая отрасль Украины, она уже продемонсрировала. И результаты, мягко говоря, не впечатляют: сегодня речь идет уже даже не о росте и развитии, а элементарном выживании.

К сожалению, открытию новых горизонтов противятся сами украинские госпредприятия, а вернее, их руководители, сохранившие должности еще со времен «совка» и привыкшие жить за счет бюджета. Зачем «шевелиться», когда государство и так «кормит». Они не привыкли к конкуренции и не знают, что такое борьба за рынок. И такая позиция в итоге привела к катастрофическим последствиям для украинского космоса. По данным Минэкономики, за последнее десятилетие на данный сектор в Украине потрачено около двух миллиардов долларов бюджетных средств, что сопоставимо с общим числом инвестиций в SpaceX. Вот только запусков украинских «Фальконов» мы не наблюдаем. Колоссальные средства растрачены впустую постсоветскими функционерами, которые до сих пор стоят у руля украинского космоса. Не исключено, что часть средств осела в глубоких карманах этих горе-руководителей.

Сегодня до 80% всех бюджетных средств, выделяемых на космическую отрасль, идет на обслуживание кредитов, взятых под провальные проекты типа морально устаревшего спутника «Либідь» или несбывшегося украинско-бразильского проекта «Циклон-4». Такое положение дел, если не принять меры, в скором времени заставит констатировать смерть государственной космической отрасли.

С другой стороны, успех любой частной космической компании, не претендующей на бюджетные средства, сильнейший раздражитель для последних «красных» директоров от космоса, и они сделают все, чтобы не допустить «возмутителя спокойствия» в свою вотчину.

Украинские власти прекрасно понимают, и перспективы, и проблемы украинских ракетостроителей. В мае прошлого года R&D–центр Firefly в Днепре посетил с официальным визитом президент Украины и пообщался с Максом Поляковым о перспективах частного космоса в стране. Остается надеяться, что государственным мужам и политикам хватит мудрости принять без преувеличения историческое решение и разрешить частным компаниям строить ракеты в Украине. Мы же верим, что успехи энтузиастов, подобных Максу Полякову, как и его самого, сделают из Украины мощную космическую державу.