Это будет не совсем стандартный материал, в нем не будет серьезной кинокритики и экспертных оценок. Дело в том, что на Кинофестивале я впервые, причем не только на одесском, а на кинофестивале вообще. С другой стороны, если ваше погружение в мир кино (как и мое, кстати) ограничивается поглощением попкорна в ближайшем кинотеатре на фоне какого-нибудь голливудского мейнстрима, то с этим нужно что-то делать. И Одесский кинофестиваль – как раз хороший повод расширить кругозор.
В организационном плане это серия мероприятий, которые проходят в разных локациях. Если вы – не одессит, то пригодится карта города, но основные события происходят в центре, так что заблудиться вряд ли получится. Мне удалось гармонично объединить программу Кинофестиваля с пешими прогулками по Одессе и посещением колоритных ресторанчиков. Пришлось даже прокатиться в местном общественном транспорте – ничто другое не позволяет так включиться в ритм города, прочувствовать его атмосферу, понять его жителей.
Отправляясь на подобные фестивали, нужно сразу смириться с тем, что посетить все показы и ивенты у вас не получится. Лучше сразу наметить те фильмы и мастер-классы, на которые хочется сходить, и не жалеть о пропущенных. В конце концов, море тоже требует вашего времени и внимания, даже если оно довольно прохладное, как в моем случае.
Фестивальная публика очень четко делится на тех, кто в теме, и просто ищущих чего-то нового и интересного. В очереди на показы мне пару раз доводилось слышать беседы о кино, которые вогнали бы в краску простого обывателя. Тот случай, когда ты не знаешь добрую половину терминов и фамилий. Зато как расслабляли разговоры вроде «Смотри, давай на это сходим! – Название нравится, я загуглю?». Считаю отличным достижением, что организаторам удалось заинтересовать как профильную тусовку, так и обычных людей.
Так сложилось, что в Одессу мы приехали вечером, и знакомство с Фестивалем началось не с кинозала, а с вечеринки в Otrada Beach Сlub. Это еще одна приятная изюминка для гостей и участников – такие вечеринки проходили ежедневно, причем разговоры за барной стойкой были насыщены киношной терминологией. Если вы – часть тусовки, не стоит игнорировать подобные мероприятия, если нет – можно было просто наслаждаться коктейлем.
Теперь о том, что впечатлило. Мне посчастливилось попасть на лекцию режиссера-документалиста Сергея Буковского, где в качестве примеров демонстрировались фрагменты еще не вышедших фильмов. Спикер говорил о тонкостях съемки современной документалки, о способах расположить к себе героя, стимулировать его раскрыться. В общем, была возможность совершенно по-новому посмотреть на закадровую работу съемочной группы.
По-моему Сергей Буковский специально подобрал примеры очень непростых героев: пожилых людей, переживших Войну, Холокост и голод 1930-х, первого президента Украины Леонида Кравчука, знаменитого солиста и коллектив группы «Океан Эльзы». Каждый персонаж по-своему сложен. В первом случае это тяжелые воспоминания, которые даже через призму прожитых лет не теряют своей остроты. Второй вариант – известный политик со своим характером и амбициями. Музыканты на пике популярности – тоже крепкий орешек для режиссера. Особенно если нужно по-максимуму отсеять шелуху сценических образов, показать не просто крутого вокалиста, гитариста, ударника, но еще и человека.
Съемка документального кино всегда была исключительно командной работой, и о взаимоотношениях в такой команде тоже было сказано немало. Что если оператор видит картинку иначе, чем режиссер? Кстати, по словам Буковского, именно сегодня рушатся многие стереотипы и появляются совершенно новые форматы кино. Например, нередко на первый план выходят люди, способные самостоятельно сгенерировать идею, снять и смонтировать видео в готовый продукт. Благо, современные технологии позволяют это делать на качественно высоком уровне. В результате создание работы обходится дешевле – можно реализовать те идеи и сценарии, которые в прежние времена просто пылились бы на полке или жестком диске из-за отсутствия бюджета.
О технологиях в основном говорили в рамках Летней киношколы, одним из партнеров которой является компания Canon. Здесь была серия прикладных мастер-классов, а в финале участники могли попробовать свои силы в съемке собственных короткометражек с использованием новейших кинокамер профессионального уровня.
О таких кинокамерах Canon рассказал известный режиссер и сценарист Алексей Лебедев, а с некоторыми из них мне даже удалось немного поработать. В частности, понравилась модель Canon XA25. Кинокамеры для настоящих профи у Canon объединены в линейку C (Cinema), тогда как XA25 представляет собой компромиссный вариант, как для продвинутых любителей, так и для людей, снимающих профессиональные документалки, короткометражки, рекламные ролики и так далее.
Беглого знакомства с камерой оказалось достаточно, чтобы оценить хорошую стабилизацию изображения. В отдельных сценах вы можете снимать с рук и получать вполне нормальное изображение. Картинка получается «киношной», с красиво размытым задним планом, а еще камера порадовала превосходной эргономикой.
Более подробно о своих впечатлениях от камеры я рассказал в этом видео:
Лично я обычно снимаю видео на зеркалку – это своего рода компромисс, при котором вы получаете красивую картинку (гораздо качественнее, чем в недорогих любительских камкодерах) и возможность использования сменной оптики, но вынуждены смириться с некоторыми нюансами. А вот когда берешь в руки настоящую профессиональную видеокамеру, это как глоток свежего воздуха. Сразу понимаешь, что ее эргономика заточена под видеосъемку, и без каких-либо компромиссов.
Из кинопремьер Фестиваля запомнилась картина «Дневник девочки-подростка» (Мариэль Хеллер, США). Это что-то среднее между массовым кино и малопонятным для меня артхаусом. Тот случай, когда ты все понимаешь, и, в то же время остается пища для размышлений. Причем каждый воспринимает фильм исходя из собственного психологического бэкграунда. Кто-то посочувствует мужчине, волей судьбы оказавшемуся в любовном треугольнике со своей подругой и ее дочерью подростком. Кто-то поразмыслит о юношеских комплексах, которые толкают подростков в опасные авантюры. Как бы там ни было, фильм нетривиальный, необычно снят и по-моему очень гармонично воспроизводит атмосферу Америки 1970-х годов.
Итак, зачем стоит посещать Одесский кинофестиваль? Во-первых, чтобы увидеть фильмы, которые попадут в прокат позже, или же вовсе не будут демонстрироваться широкой аудитории. Во-вторых, здесь можно чему-то научиться самостоятельно в рамках Летней киношколы. Конечно, участие предполагает наличие некоторых базовых навыков. Но если вы хотя бы немного увлекаетесь съемкой, то гарантированно откроете для себя много нового и поработаете с техникой, которая (чего скрывать) стоит, как недорогой автомобиль. А еще здесь потрясающие возможности для нетворкинга – не удивлюсь, если за кулисами Кинофестиваля заключается немало серьезных сделок, обсуждаются бюджеты и идеи.
При поддержке Canon